Название международного автомобильного концерна Hyundai, основанного в 1967 году корейским промышленником Чон Чжу Еном, переводится как “современность”. Воплощением современности, мобильности и свободы передвижения для концерна стал автомобиль-бестселлер Hyundai SONATA – переднеприводный седан с вместительным салоном и новыми решениями в области функционала.
В 2020 году SONATA празднует свой 35-летний юбилей. За это время авто вошло в число лучших полноразмерных седанов производства Кореи, превратилось в машину премиум-класса и стало востребованным среди сотен тысяч автомобилистов планеты. По сей день Hyundai SONATA имеет большую армию поклонников в разных уголках планеты.
SONATA всегда шла в ногу со временем, и за 35 лет пережила целых восемь рестартов. Менялся дизайн, дорабатывалась техническая часть, интерьер, дополнительные функции... Постепенно из скромного седана с задним приводом SONATA превратился в современный автомобиль с интеллектуальной системой управления.
Заднеприводный седан Hyundai SONATA был спроектирован на основе автомобиля Stellar и запущен в производство в 1985 году, как конкурент Daewoo Royale. Бренд “Sonata” на тот момент знали только корейские покупатели: в экспортном варианте машину презентовали как Stellar II.
Это был седан с линейкой лицензионных силовых агрегатов:
Автомобиль оснащался 5-ти ступенчатой механической и автоматической коробками передач Borg Warner. Последняя не имела широкого распространения и устанавливалась опционально.
Изначально автомобили продавали только Канаде и Южной Корее. Выход на рынки США и Европы был закрыт, поскольку модель не отвечала экологическим нормам к выхлопам, установленным в этих странах. По этой причине, а также для получения официального разрешения на продажи в Америке, корейскому концерну пришлось сделать основательный «перезапуск» модели и выпустить ее обновленную, а заодно и более экологичную версию. Ограниченная партия праворуких Стелларов поступила также в Новую Зеландию.
Первая версия уже включала такие опции, как круиз-контроль, электропривод сидений и зеркал, а после рестайлинга и первый бортовой компьютер. Несмотря на это, первую Сонату сложно назвать успешной. Внешне это был тот же Стеллар, что хорошо видели корейские автолюбители.
В 1988 году вышла последняя серия генерации — Stellar 88, посвященная олимпийским играм в Сеуле. С этого момента пути Соната и Стеллар разошлись навсегда.
Прошло всего три года и в Корее официально презентовали вторую Сонату. Ее разрабатывали с прицелом на покупателей США, взяв за основу платформу от Galant Σ, и позиционировали как большой семейный автомобиль. Заднеприводный седан стал переднеприводным, а мотор оснастили механизмом прямого впрыска топлива.
Это был уже совершенно новый автомобиль, для создания дизайна которого привлекли легендарного итальянского автомобильного дизайнера Джорджетто Джуджаро. Самой удачной разработкой конструкторов оказались шасси – их не стали заменять при очередном обновлении автомобиля, которое случится в 1993 году.
Специально для рынка США, где традиционно пользуются популярностью объемные силовые агрегаты, версию Y2 оснастили двигателем объемом 2,4 л. Трансмиссию, карданный вал, дифференциал и некоторые другие компоненты изготовили по лицензии Mitsubishi. Коробка передач использовалась как автоматическая, так и механическая 5-ти ступенчатая, в зависимости от предпочтений покупателя.
Второе поколение Сонаты стало отправной точкой отсчета выхода на американский рынок. Автомобиль был представлен в США, а его сборку наладили на автозаводе в Бромоне (Канада). В это же время Соната штурмует Европу, пытаясь составить конкуренцию Ford Granada и Ford Scorpio.
С учетом нарастающей конкуренции и своевременно сделав выводы из результатов продаж, корпорация в 1992 году запускает рестайлинг, в результате чего авто по своим характеристикам вплотную приближается к премиум-классу. Пока на шестой части света видели предел совершенства в вишневой “девятке”, южнокорейская корпорация реализует в своем авто двойные подстаканники, “вежливую” подсветку и ABS как дополнительную опцию к моделям с двигателем V6. Последний представляет собой новый 16 клапанный 2-х литровый двигатель Mitsubishi, который выпускается в Корее по лицензии японской компании.
После очередного фейслифтинга широкому покупателю представили очередную версию автомобиля. Дизайн автомобиля изменился довольно сильно – он стал более обтекаемым, приобретая характерные азиатские черты. Компания твердыми шагами шла по пути полного обновления концепции – от лаконичных форм к обтекаемым.
Презентация модели совпала с закрытием автозавода компании в Канаде — третья Соната стала автомобилем корейской сборки, где выпускалась как Hyundai SONATA 2. Исключением стала небольшая партия машин, что собиралась в Ботсване. Третья Соната стала автомобилем, который дал начало еще одному бренду — итальянским Sonica.
Основные модули и силовые узлы больших изменений не претерпели. Прежними остались коробки передач: четырехступенчатые автоматические и пятиступенчатые механические. Основной силовой агрегат — 2-литровый Sirius мощностью 103 л.с., хотя имелся и трехлитровый вариант.
Соната третьего поколения также известна как Marcia. Под этим брендом авто выпускали с 1995 по 1998 год только в Южной Корее. В 1996 году модель претерпела рестайлинг, в основном затронувший экстерьер. Это были последние Sonata, которые собирали на заводе в Ульсане.
Обновленный проект Y3 покупателю понравился: авто отлично раскупали, поэтому третья версия выпускалась заводом вплоть до 1998 года. В конце 90-х годов Hyundai SONATA была доступна российским автомобилистам и пользовалась устойчивым спросом среди «новых русских» предпринимателей.
Появлению четвертой Сонаты предшествовали важные события, ставшие реальными предпосылками к развитию автомобиля:
Обновленная SONATA добавила в размерах и стала самой продаваемой версией концерна, удерживая лидерство два года подряд с момента презентации. Ее оснастили собственным двигателем Delta объемом 1.8 литра для внутреннего рынка и 2.5 литра для экспорта. Работу южнокорейских инженеров оценили во всем мире: Y4 быстро получила хвалебные отзывы в европейских и американских печатных изданиях. Достаточно сказать, что в Северной Америке на модель давали гарантию больше 10 лет – беспрецедентный случай в истории мировых автопродаж.
Четвертая Соната просуществовала вплоть до 2004 года, однако получила свою реинкарнацию в России. На заводе в Таганроге автомобиль выпускался вплоть до 2012 года, и ошибочно обозначался и обозначается по сей день, как Соната пятой генерации.
Платформа четвертой Сонаты стала платформой для первых версий Санта Фе, а силовые агрегаты автомобиля стали ярким примером эффективной работы сборочного завода в Пекине. Кроме того, четвертая SONATA стала платформой для первого поколения Kia Optima, которая в то время была известна за пределами США как Magentis.
После фейслифтинга 2002 года автомобиль начал продаваться в Китае компанией Beijing Hyundai и с 2009 года известен на внутреннем рынке Поднебесной как Hyundai Moinca.
Hyundai SONATA пятого поколения (Sonata NF) выпускалась в Индии, Египте, Судане, Турции, а также на собственных мощностях компании в Китае и на заводе в Асане. Очередным прорывным решение стало открытие автозавода в Монтгомери (США), что позволило увеличить присутствие на американском авторынке. Параллельно этому, ТАГаз продолжает выпуск четвертой версии автомобиля, поэтому в России Y5 пришел под названием платформы — SONATA NF.
Версию впервые оснастили алюминиевыми четырехцилиндровыми моторами Theta и Lambda V6 объемом 2.4 и 3.3 литра соответственно. Кроме того, на внутреннем рынке популярностью пользовались автомобили с 2-литровым бензиновым агрегатом.
В 2006 году SONATA прошла испытания Национальным управлением безопасности дорожного движения США, где получила высшие оценки в четырех из пяти тестов.
В 2008 году состоялся глубокий рестайлинг пятой Сонаты, благодаря которому автомобиль получил не только визуальные элементы обновления, но и новую линейку силовых агрегатов. В Китае обновленную SONATA выпускали под названием Ling Xiang. Модель проектировали специально для китайского рынка.
В 2007 году концерн Hyundai принял решение провести очередную «перезагрузку» топового автомобиля, которая обошлась концерну в 372 миллиона долларов США. Благодаря усилиям команды дизайнеров во главе с Андре Хадсоном новая Соната (YF) получила запоминающуюся обтекаемую и стремительную форму кузова. SONATA стала вторым автомобилем после Tucson, где применили радикальный язык дизайна Hyundai - Fluidic Sculpture, что буквально означает “струящиеся линии”.
Как “Соната” автомобиль выпускается в Северной Америке, Восточной Европе и самой Южной Корее. На рынки же других стран он пришел с другим хорошо известным названием — Hyundai I45. Постепенно Hyundai I45 был вытеснен Hyundai I40, и под этим наименованием продавался только на рынках Сингапура и Новой Зеландии.
Заводы в Алабаме, Асане и Пекине выпускали большое число различных комплектаций автомобиля, в зависимости от рынка, на который они были рассчитаны. Так авто корейской сборки могли похвастаться трехкомпонентным панорамным люком и электролюминесцентными приборами, а американские модели — 2,4-литровым четырехцилиндровым двигателем с прямым впрыском топлива.
В 2012 году SONATA корейского производства прошла умеренный рестайлинг, коснувшийся преимущественно внешнего освещения и интерьера.
Автомобиль порадовал также своей безопасностью, забрав награду за лучший выбор безопасности Страхового института по безопасности дорожного движения и получив пять звезд Национальной администрации безопасности дорожного движения (США). Высшие награды были получены и в испытаниях других ассоциаций, в том числе австралийской NCAP, Korean NCAP и China NCAP.
В 2008 году Hyundai представила мотор Hyundai Blue Drive для гибридных Sonata, и в 2013 году последние заняли третье место среди доступных автомобилей среднего размера.
Шестая Соната получила признание в мире, но оказалась мало востребованной на внутреннем рынке Южной Кореи. Чтобы это исправить, в 2015 году была представлена новая версия автомобиля, которая собирается и в настоящее время. К производственным мощностям компании в 2018 году добавился сборочный завод в Калининграде, а на рынках Океании вновь вернулись к значку Sonata, отказавшись от обозначения i-45.
Сегодня седьмая Соната может похвастаться широкой линейкой силовых агрегатов объемом от 1.6 до 2.4 литра и четырьмя вариантами коробки передач. Концепция дизайна Fluidic Sculpture 2.0 является продолжением решений, предложенных в предыдущей версии.
8 марта 2017 года состоялся радикальный редизайн автомобиля, который получил новую оптику, панель приборов и сенсорный экран большего размера. Изменения коснулись рулевого колеса и комбинации приборов.
На отечественном рынке Соната доступна с двумя вариантами бензиновых "атмосферников":
По умолчанию автомобиль комплектуется 6-диапазонной автоматической коробкой передач.
В России седьмая Hyundai SONATA предлагается в шести комплектациях – «Primary», «Comfort», «Style», «Lifestyle», «Business» и «Business + High-Tech». В функционал самой простой комплектации уже входят шесть подушек безопасности, ESP, ABS, подогрев передних сидений и некоторые другие полезные функции.
Последняя версия Сонаты была представлена весной 2019 года, и осенью появилась в России. Автомобиль выполнен на новой платформе N3 и комплектуется новыми двигателями Smartstream L2.0, 1.6 T-GDI, 2.5 T-GDI, а также новыми коробками передач, включая робот 8DCT.
Восьмая Соната впервые в своей истории получила полный привод, который работает вместе с турбированным агрегатом 2.5 T-GDI и 8-и ступенчатой роботизированной коробкой, правда на отечественном рынке этой модели пока нет.
Дизайн автомобиля развивается в новом направлении в соответствии с новой концепцией — Sensual Sportiness ("чувственная спортивность"). В компании рассчитывают, что это привлечет более молодую категорию покупателей, которые ранее не рассматривали для себя подобный вариант.